Осенью прошлого года рядом с красками осенних деревьев повсюду мелькали желтые и красные объявления «Сдам», «Продам». Складывалось ощущение глобального падения: и листьев, и рынка коммерческой недвижимости. Сегодня таких «визуализаций» гораздо меньше, и витрины «наряжаются» уже в соответствии со вкусом арендатора.
Не станем разбираться в макроэкономических закономерностях, хронологии и тенденциях кризисных волн, хочется обратить внимание на тех, кто каждый день остается профессионалом, действуя по отработанной схеме или импровизируя, работает с арендаторами, чтобы витрины не пустовали, и в торгово-офисных помещениях деловые процессы шли четко, как те прославленные товары из Швейцарии.
Накануне встречи участников сибирского рынка коммерческой недвижимости представители управляющих компаний согласились поделиться некоторыми моментами из собственной практики привлечения и удержания арендаторов.
Стратегия по привлечению арендаторов, наверное, не может быть универсальной, и зависит от многих факторов. Например, для офисного помещения важна отлаженная и комфортная инфраструктура, чтобы было удобно работать, в том числе, и с управляющим. Деловая репутация управляющего – немаловажный фактор привлечения арендаторов, как показывает практика Игоря Новикова, управляющего бизнес-центром «Большевичка» (Омск): «Клиенты стоят в очереди. Успех в том, что я профессионал».
О важности ежедневно соблюдать свои обязательства перед арендаторами говорит управляющая Бизнес-парком «Паллада» (Иркутск) Дарья Таюрская: «Мы поддерживаем тот уровень, на который вышли изначально, а это: чистота, порядок и уют. Каждый арендатор может в любое время позвонить ответственному лицу, который курирует БЦ и его проблема будет решена; все арендаторы знаю его в лицо; всех арендаторов мы знаем в лицо и каждого по имени; в течение дня кабинет администрации открыт; ежемесячно обходим арендаторов и узнаём отзывы и предложения».
Ротация арендаторов торговых помещений, как правило, выше, поэтому и работа с ними ведется немного в другом ключе: «С целью привлечения арендаторов мы много работаем над имиджем комплекса, посетительским потоком, стараемся максимально раскрыть наше уникальное торговое предложение. В процессе переговоров с арендаторами совместно рассматриваем наиболее комфортные для обеих сторон условия сотрудничества. Также стараемся подобрать пул арендаторов таким образом, чтобы эффект синергии позволил участникам процесса вести свою деятельность максимально эффективно, а покупатели могли совершать в торговом центре любые покупки, имея при этом широкие возможности для выбора», отмечает Елена Стецкова, директор торгово-офисного центра «Фестиваль» (Омск).
Е. Стецкова: «В процессе работы иногда возникают ситуации, когда мы удерживаем арендаторов. И здесь, прежде всего, необходимо понимать, для чего мы это делаем. Среди стандартных инструментов удержания мы используем совместные рекламные кампании, рассрочки, льготные периоды и арендные каникулы. Одна из самых эффективных рекламных кампаний заключалась в новогоднем розыгрыше призов, позволившая привлечь на 30% больше посетителей».
В Новокузнецком торгово-офисном комплексе «Фрегат» решили, что лучше арендатора, за которого постоянно надо бороться, может быть собственник, которому гораздо сложнее поменять «дислокацию»: «Концепция продвижения и развития нашего комплекса не предполагает наличие арендаторов. ТОК «Фрегат» дает возможность купить в собственность торговое или офисное помещение, что позволяет получить сервис большого комплекса, при этом не задумываться об увеличении аренды и других «страхах арендатора», - говорит заместитель управляющего директора Андрей Тен.
А. Тен: «Для привлечения покупателей мы в настоящее время реализуем программу по проектированию планировки и чистовой отделке помещений. Качество предоставляемых услуг - простая и понятная для клиента схема взаимодействия».
Технология построения взаимовыгодных отношений между арендаторами и арендодателями, успешное развитие бизнеса заслуживают особого внимания. В рамках III Региональной конференции «Управление коммерческой недвижимостью», которая состоится 18-19 сентября в Новосибирске, будут рассмотрены эти и другие актуальные вопросы отрасли. До встречи!
Пресс-служба конференции
Тел. (383) 246 08 47
e-mail: office@askbda.ru
www.askbda.ru